Наши партнеры


Боулби Эдвард Джон Мостин

Ученое звание, должность, регалии: (1907 - 1990) английский психолог. (Полным именем он подписывался редко, и большинству психологов известен как Джон Боулби.)


Научные интересы, практика

Получил медицинское образование в Кембриджском университете, специализируясь в области детской психиатрии. Его особое внимание привлекали проблемы психических травм в раннем возрасте, а также роль семьи в психическом развитии ребенка. В рассмотрении этих вопросов Боулби придерживался психоаналитической ориентации, приверженность которой сохранил на протяжении всей своей научной деятельности. Такая ориентация, однако, не исключила для Боулби выход за рамки традиционного психоаналитического подхода, ограниченность которого он довольно быстро осознал. В своих рассуждениях он использует понятия смежных дисциплин, в особенности этологии, пытаясь найти биологические детерминанты эмоционального развития. Исходя из гипотезы о том, что нарушения в поведении ребенка возникают в значительной мере под влиянием нарушений родительско-детских отношений, Боулби обратился к изучению истории становления личности малолетних преступников и уже в своих ранних исследованиях нашел убедительные подтверждения данной гипотезы. Дальнейшие исследования этой проблемы проводились в лечебных и воспитательных учреждениях, в которых длительное время проживали дети, оторванные от своих семей и лишенные контактов с матерью. Параллельно работам Боулби велись наблюдения У. Голдфарба над усыновленными воспитанниками приютов, а также широко ныне известные исследования Р. Спитца, сформулировавшего концепцию госпитализма.

В 1951 г. увидела свет наиболее известная книга Боулби – “Материнская забота и психическое здоровье”, в которой собраны результаты проведенных исследований. Опираясь на данные своих наблюдений, а также на исследования Спитца, Голдфарба и других, Боулби сделал заключение: ребенок в раннем возрасте должен воспитываться в атмосфере эмоциональной теплоты и должен быть привязан к матери на основании интимных и стойких эмоциональных связей, которые для обоих представляют источник удовлетворения и радости. Ситуация, при которой ребенок страдает от нарушения такой эмоциональной связи, серьезно подрывает его психическое здоровье. В зависимости от степени и стойкости депривации искажения психического развития могут быть в разной степени тяжелыми, а порой и непоправимыми.

Публикации:

  1. The Nature of the Child’s Tie to His Mother. London,1958;
  2. Separation Anxiety. London, 1959; Grief and Mourning in Infancy and Early Childhood. London, 1960; в рус. пер.: Привязанность. М., 2003.

Статьи автора

Книги автора

Актуальные статьи:

Ланцбург М.Е.

Адаптация к детскому саду

От 1 до 3 лет ,От 3 до 7 лет

Ланцбург М.Е.

Новорожденный и мама: общение с первых дней

До 1 года

Ланцбург М.Е.

Отцы и младенцы

До 1 года

Ланцбург М.Е.

Рожать больно или весело?

Ждем ребенка

Ланцбург М.Е.

Роды без страха. Советы психолога

Ждем ребенка

Актуальные книги:

Гиппенрейтер Ю.Б.

У нас разные характеры… Как быть?

От 1 до 3 лет, От 3 до 7 лет, От 7 до 9 лет, От 10 до 12 лет, От 13 до 16 лет

Толмачева Н.В.

Естественное родительство: Книга о «вкусной» и здоровой жизни детей и родителей

Ждем ребенка, До 1 года, От 1 до 3 лет

Райгородский Д.Я.

Подросток и семья

От 13 до 16 лет

Царенко Н.В.

Развод родителей глазами детей

От 1 до 3 лет, От 3 до 7 лет, От 7 до 9 лет, От 10 до 12 лет, От 13 до 16 лет

Царенко Н.В.

Как мы портим наших детей. Коллекция родительских заблуждений

До 1 года, От 1 до 3 лет, От 3 до 7 лет, От 7 до 9 лет, От 10 до 12 лет, От 13 до 16 лет

Возврат к списку