Шумакова Наталья Борисовна

Научная степень: доктор психологических наук

Ученое звание, должность, регалии: ведущий научный сотрудник ПИ РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования, отличник народного просвещения, доцент кафедры "Возрастная психология"факультета "Психология образования" МГППУ 


Образование

Факультет психологии МГУ им. Ломоносова

Научные интересы, практика

  • Психология развития;
  • Психология одаренности;
  • Психология мышления и творчества;
  • Обучение и развитие одаренных детей;
  • Исследование психологических и социокультурных факторов реализации творческого потенциала во взрослой жизни.

Публикации:

Монографии, учебные пособия:

  1. Возраст вопросов. М.: Знание. 1990. - 80 с.
  2. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2004. - 336 с.
  3. Психология одаренности: обучение младших школьников. Выпуск 3. М.:МИОО. 2005. - 160 с.
  4. Одаренный ребенок: особенности обучения/ под. ред. Шумаковой Н.Б.// М.: Просвещение. 2006.


Основные научные статьи, главы в монографиях и учебных пособиях:


  1. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды.//Вопросы психологии. 1986. №1. С.53-59.
  2. Диалог и развитие творческой активности у детей/ Развитие творческой активности школьников/ под ред. А.М.Матюшкина// М.:Педагогика.1991. С.10-34.
  3. Развитие одаренности детей в младшем школьном возрасте в условиях экспериментального обучения// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.1991. №1. С.44-49.
  4. Исследование творческой одаренности с использованием тестов Е.Торренса у младших школьников// Шумакова Н.Б. Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Вопросы психологии,1991. №1. С.27-32.
  5. Study of student's curiosity. A Journal on Gifted Education Vol.14,N4,May,1992. P.197.
  6. Learning side-by-side: The International Curriculum Project// Kaplan, S.N., Shoumakova N. A Journal on Gifted Education. Vol.14, N4, May, 1992. P.193-196.
  7. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей// Вопросы психологии. 1996. №3. С.34-43.
  8. Что нужно знать для того, чтобы правильно построить обучение одаренных учащихся// Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться. 1998.М., С.68-83.
  9. Identification for Gifted Education Programs in Russia// Scheblanova E., Shoumakova N. Communicator. California Association for the Gifted. 2000. Vol.31,N2. P.32-34.
  10. Как можно учить одаренных детей младшего школьного возраста// Начальная школа: плюс - минус. 2000. №3.С.42-46.
  11. Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения. От исследовательской активности к исследовательской работе старшеклассников. (Из опыта работы школы №1624 «Созвездие» по междисциплинарной программе «Одаренный ребенок» М.:ЮОУО. 2002. С.5-11.
  12. Шумакова Н.Б. Проблема обучения детей с общей одаренностью.// Одаренность: Рабочая концепция. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж. 2002. С.84-92
  13. Шумакова Н.Б. Актуальные проблемы обучения и развития детей с общей (умственной) одаренностью.// Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М. 2003. С.82-90.
  14. Шумакова Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей// Вопросы психологии. 2004. №2. С.119-127.
  15. Шумакова Н.Б. Лонгитюдное исследование развития одаренности школьников// Московская психологическая школа: История и современность: В 3 т./ под ред. В.В.Рубцова. Т.I, Кн.2. М.:ПИ РАО, МГППУ. 2004. С.132-140.
  16. Шумакова Н.Б. Почему так трудно быть пятиклассником.// Модернизация московского образования: механизмы развития и обновления. Выпуск 2. М.: Центр «Школьная книга». 2004. С.81-86.
  17. Шумакова Н.Б. Междисциплинарное обучение одаренных детей младшего школьного возраста// Одаренный ребенок. 2004, №5. С.98-103; 106-109.
  18. Шумакова Н.Б. Принципы построения и реализации программы обучения для одаренных детей// Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей/ под ред. А.М.Матюшкина. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК».2004.С.127-148.
  19. Шумакова Н.Б. Обучение одаренных детей и проблема возраста// Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей/ под ред. А.М.Матюшкина. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2004. С.149-167.
  20. Шумакова Н.Б. Развитие познавательных процессов в технологии творческого междисциплинарного обучения.// Развитие познавательных процессов в образовательных технологиях. Современное образование: стратегия управления, №3. М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2006. С.62-68.
  21. Шумакова Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности.// Начальная школа плюс До и После. 2006, №10. С.3-9.
  22. Шумакова Н.Б. Психолого-педагогические условия развития общей одаренности детей школьного возраста.// Психология обучения. 2007, №2. С. 4-19.
  23. Развитие идей А.М.Матюшкина в теории и практике обучения одаренных детей / Психология и школа, 2008, №1. С.11-17.
  24. От вопроса «чему учить» одаренного ребенка к вопросу «как» учить/ Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика//Под ред.Л.И.Ларионовой, Иркутск, 2009. С.585-595.
  25. Развитие познавательных интересов и исследовательских способностей младших школьников в системе творческого междисциплинарного обучения/ Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: Научно-методический сборник в двух томах//Под общей ред. А.С.Обухова. Т.1.:Теория и методика. -М.:Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», 2009. С.71-74.
  26. Развитие одаренного ребенка как психологическая и педагогическая проблема./ Другое детство. Сборник научных статей. М.: МГППУ, 2009. С.26-38.

Статьи автора

Шумакова Н. Б.

Обычные проблемы необычных детей

От 3 до 7 лет ,От 7 до 9 лет ,От 10 до 12 лет

Книги автора

Актуальные статьи:

Сковычева О.А., Бочавер А. А.

Почему сложно быть родителем подростка и чем могут помочь психологические группы.

От 10 до 12 лет ,От 13 до 16 лет

Ланцбург М.Е.

Няня: кому доверить самое дорогое? (Интервью М.Е. Ланцбург РИА Новости)

От 1 до 3 лет ,От 3 до 7 лет

Соколов В. Л.

Развитие математического мышления в младшем подростковом возрасте.

От 10 до 12 лет

Щурова М. М.

Эффект «тёмной комнаты», или ваш ребёнок взрослеет

От 13 до 16 лет

Смирнова Е.О.

Право на игру

От 3 до 7 лет

Актуальные книги:

Майкл Розен

Идём ловить медведя

От 1 до 3 лет

Питер Г. Рейнольдс

Точка

От 3 до 7 лет, От 7 до 9 лет

Мария Парр

Вафельное сердце

От 7 до 9 лет

Кейт ДиКамилло

Как слониха упала с неба

От 3 до 7 лет, От 7 до 9 лет

Трифонова Е. В.

Режиссерские игры детей дошкольников

От 3 до 7 лет

Возврат к списку