Дьяченко О. М.
Дьяченко Ольга Михайловна (1948—1998) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Доктор психологических наук (1990), чл.-кор. РАО (1992). Зав. лабораторией Психологии способностей и творчества Исследовательского центра семьи и детства (С 1997 г. — Институт дошкольного образования и семейного воспитания) РАО (1992—1998). Лауреат Государственной премии РФ (1998) за участие и руководство программой "Развитие". Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1967—1971) и с этого времени работала в Институте дошкольного воспитания АПН СССР в лаборатории психологии способностей. В 1975 г. под руководством Л.А. Венгера защитила кандидатскую диссертацию "Использование схематизированного образа в дошкольном возрасте". В 1990 г. защитила докторскую диссертацию: "Развитие воображения в дошкольном возрасте". В дальнейшем, после смерти Л.А. Венгера, заведовала лабораторией способностей и творчества Исследовательского ЦСиД РАО вплоть до 1998 г. Профессиональная научная деятельность Дьяченко была связана в основном с исследованием развития познавательных способностей и творчества детей, развитием детской одаренности, развитием воображения детей дошкольного возраста. Наряду с научной, она вела большую педагогическую работу. Занималась разработкой образовательных программ для детей дошкольного возраста. Программа "Развитие", создание которой было начато Л.А. Венгером, а затем продолжено под руководством Дьяченко, была отмечена Государственной премией. Ею была разработана система подготовки студентов по практической психологии для дошкольных учреждений сначала на базе факультета дошкольного воспитания МПГУ, а затем МГППИ.
Публикации:
- Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. – 128 с. (в соавт.)
- Дети, в школу собирайтесь. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. - 176 с.: ил.
- Воображение дошкольника. 1. Путь в неведомое. - М.: Знание, 1986. – 96 с. – (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 5).
- Воображение дошкольника. 2.Камушки-конфетки и воздушные замки. - М.: Знание, 1986. – 96 с. – (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 5).
- Воображение дошкольника. 3. Что можно сделать из квадрата. - М.: Знание, 1986. – 96 с. – (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 5).
- Воображение дошкольника. 4. Почти сначала. - М.: Знание, 1986. – 96 с. – (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 5).
- Воображение дошкольника. 5. Сочинение на тему. - М.: Знание, 1986. – 96 с. – (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 5).
- Воображение дошкольника. 6. В детском саду и дома. - М.: Знание, 1986. – 96 с. – (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 5).
- Цепная реакция любознательности
- Пойдёшь прямо, потом направо...
|