Леонтьев А.Н.
Леонтьев Алексей Николаевич (1903–1979) – выдающийся отечественный психолог. Окончил факультет общественных наук Московского университета (1924). Доктор психологических наук (1941), академик АПН СССР (1950), лауреат Ленинской премии (1963). После окончания университета работал в Институте психологии (1924–1927), Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской (1927–1931), Всеукраинской психоневрологической академии и Харьковском педагогическом институте (1931–1935), Всесоюзном институте экспериментальной медицины, Высшем коммунистическом институте просвещения (1935–1936), Институте психологии (1936–1963). В 1942–1945 гг. возглавлял научную работу Опытного восстановительного госпиталя под Свердловском. С 1963 г. – зав. отделением психологии философского факультета, а с 1966 г. – декан психологического факультета Московского университета.
Разрабатывая в 20-х гг. совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание и память) как процесс “вращивания”, интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы (“Развитие памяти”, 1931). Опираясь на идеи культурно-исторической теории”, выдвинул и детально разработал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных теоретических направлений в отечественной и мировой психологии. Содержание этой концепции связано с проведенным Л. анализом развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающим механизм происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека.
Концепция деятельности Леонтьева стимулировала рост многочисленных исследований в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной и др.), в свою очередь обогащавших ее новыми данными.
Публикации:
-
Реформа школы и задачи психологии // Вопросы психологии. 1959. №1. Стр.3-22.
-
О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960, №1.
-
Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1971.
-
Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1977. - 304с.
-
Проблемы развития психики. 4-е изд. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.
-
Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I - М.: Педагогика, 1983. – 392 с.
-
Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. - М.: Педагогика, 1983. – 320 с.
-
Психологические вопросы сознательности учения // Журнал "Феникс", Москва, Региональный Центр переподготовки работников образования "Развитие личности". 1994. № 2. стр. 14-22.
-
Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 1996. №3.
-
К вопросу о сознательности учения // Психологическая наука и образование. 1997. №1.
-
Учение о среде в педологических работах Л.С.Выготского (критическое исследование) // Психологическая наука и образование. 1998. №1.
-
Эволюция психики - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 1999. — 416 с. (Серия «Психологи Отечества»).
|