Давыдов В.В.
Давыдов Василий Васильевич (1930–1998) – психолог и педагог, академик и вице-президент Рос. академии образования (1992). Доктор психол. наук (1971), профессор (1973). С 1953 г. работал в учреждениях АПН СССР (вице-президент с 1989). Почетный член Национальной академии образования США (1982).
На основе идей научной школы Выготского изучал проблемы теории и истории психологии, возрастной и педагогической психологии, взаимосвязи психологии и педагогики. В исследованиях Давыдова и его сотрудников на основе формирующего эксперимента осуществлялся комплексный (психологический, педагогический, теоретико-познавательный) подход к психическому развитию учащихся.
В результате многолетних экспериментальных исследований (с 1959, совместно с Д.Б. Элькониным) Давыдов выявил условия организации развивающего обучения в процессе усвоения учащимися знаний и умений. Ученый разработал логико-психологическую концепцию о двух основных типах мышления человека – рассудочно-эмпирическом и разумно-теоретическом. Разработал теорию учебной деятельности, опирающуюся на понятие содержательного обобщения. На основе этой теории созданы конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам. Их практическое использование способствует эффективному освоению школьниками учебной деятельности, развитию у них разумно-теоретического мышления, формированию личности. Давыдовым и его сотрудниками были разработаны диагностические методики определения уровней развития этих психологических образований.
В рамках концепции учебной деятельности сформулирован ряд логико-психологический положений, которые могут быть использованы при построении учебных предметов, раскрывающих свое содержание «от общего к частному», т.е. согласно принципу восхождения от абстрактного к конкретному.
Публикации:
- Философско-психологические проблемы развивающего образования // Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1981. – 176 с./Под ред. В.В.Давыдова
- Проблемы развивающего обучения // Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования - М.: Педагогика, 1986 – 240с. – (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР).
- О понятии развивающего обучения. Сборник статей. - Томск: «ПЕЛЕНГ», 1995. — 144с.
- Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996 - 544с.
- Развитие обобщения у детей // Психологическая наука и образование. 1996. №1.
- Некоторые психологические проблемы построения учебных программ // Психологическая наука и образование. 1996. №1.
- Психологические основы организации учебной деятельности, опосредствованной использованием компьютерных систем // Психологическая наука и образование. 1996. №2.
- Особенности курса математики в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова // Психологическая наука и образование. 1996. №4.
- Организация развивающего обучения в V-IX классах средней школы. Рекомендации для учителей, руководителей школ и органов управления образованием // Психологическая наука и образование. 1997. №1.
- Психологические условия происхождения идеальных действий // Психологическая наука и образование. 1997. №3.
- Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
- Последние выступления - М.: ПЦ «Эксперимент».
- Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования) // Психологическая наука и образование. 2000. №2.
- Многознание уму не научает // Вопросы психологии. 2005. №4.
|