Божович Л.И.
Божович Лидия Ильинична (1908–1981) – психолог, доктор психологических наук (1966), профессор (1967).
Окончила педагогический факультет 2-го МГУ (1930). Ученица Л.С. Выготского. С 1929 г. – на практической и научной работе по психологии (АКВ им. Н.К. Крупской, Украинская психоневрологическая академия в Харькове и др.) В 1948–81 гг. работала в НИИ ОПП (до 1978 г. – зав. лабораторией психологии формирования личности).
Основная область исследований – педагогическая и детская психология. Божович изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов. Божович занималась анализом личностных конфликтов детей, конкретно – аффектом неадекватности, т.е. анализом устойчивых отрицательных эмоциональных состояний, возникающих в связи с неуспехом в деятельности и характеризующихся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя виновным. Экспериментально исследовала функции самооценки, уровня притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка, природу и пути формирования устойчивости личности (“Личность и ее формирование в детском возрасте”, 1968).
Публикации:
Жизненный опыт ребенка и школьные знания // Сб. научных трудов ЦИДИП. - Харьков, 1935 (на укр. яз.).
Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка-дошкольника. - М., 1948.
Мотивы учения у детей младшего школьного возраста; Общая характеристика детей младшего школьного возраста; Роль психологии в построении учебно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (младший школьный возраст). - М., 1950.
Очерки психологии детей (младший школьный возраст). - М., 1950. (Перев. на рум. яз.) (соавт.)
- Наказание - самое тонкое и сложное средство воспитания // Поговорим о наших детях. - М., 1959.
Изучение личности школьника и проблема воспитания // Психологическая наука в СССР. Т.2. - М., 1960.
О некоторых проблемах и методах изучения психологии личности школьника // Вопросы психологии личности школьника. - М., 1961.
Педагогическая характеристика как средство изучения учащихся в школах-интернатах // В помощь работникам школ-интернатов. - М., 1964. (соавт.)
Роль деятельности ребенка в формировании его личности // Психологические исследования в СССР. - М., 1966 (на фр. яз.).
Педагогическая психология. Психология воспитания // Педагогическая энциклопедия. Т.3. - М., 1966.
Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. - М., 1972.
Психологические особенности личности старшего школьника // Комсомол в школе. Опыт, проблемы, методика. - М., 1972.
К развитию эффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В.Давыдова. - М., 1978.
Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №4. с.22-23.
Психическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1979.
Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - М., 1995.
Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению (на материале родного языка) // Психологическая наука и образование. 1999. №1. С.25-37.
Учителю о языковой компетенции школьника. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. - М.–Воронеж, 2002. - 288 с.
|